В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций. Глобальные изменения приоритетов в государственном устройстве России, ориентированном на восстановление духовных и интеллектуальных ценностей личности обусловили формирование социального заказа на возрождение Кадетского образования. В традиционном русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире — это не чин, не звание, а состояние души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества.
Основными целями деятельности кадетских классов являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Растущий интерес к кадетству объясняется тем, что многие родители заранее задумываются о будущем своих детей, хотят видеть их здоровыми, образованными, талантливыми. Основными же задачами кадетского обучения является развитие патриотизма, физических и творческих способностей, формирование личностной культуры ребенка, что достигается через организацию дополнительного образования. Учитывая высокий интерес к такому профильному образованию, педагогический коллектив МБОУ СОШ № 2 г. Нижний Ломов считает реальным и оптимальным выходом из сложившейся ситуации создание и апробацию модели кадетских классов как структур общеобразовательных учебных заведений (школ).
Основная цель программы обучения – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции учащихся в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Основными задачами программы являются:
-
Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
-
Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, гигиены, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
-
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
-
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
-
Формирование личностной культуры кадета, приобщение к искусству и раскрытие творческого потенциала.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению.
Кадетские классы реализуют общеобразовательные программы начального, основного общего, среднего (полного) образования, определяемые государственными образовательными стандартами, и дополнительные образовательные программы, имеющие целью расширение кругозора и военную подготовку учащихся по следующим направлениям:
— духовно-нравственное и патриотическое воспитание;
— изучение истории Российского казачества;
— эстетическое воспитание;
— физическое развитие и спортивно — оздоровительная работа;
— освоение хореографии.
Программа включает учебные предметы:
-
«Основы военной подготовки» ОВП (Военно-технические дисциплины);
-
«Этикет»;
-
«Хореография»;
-
«Рукопашный бой» (Самбо);
В кадетский класс принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья и изъявившие желание обучаться в кадетском классе. Наполняемость кадетских классов не более 25 чел.
Воспитательная работа в кадетских классах строится на основе развития самоуправления и направлена на формирование у учащихся навыков самостоятельности, трудолюбия и дисциплинированности.
Отсюда вытекают основные направления воспитательной работы в кадетских классах:
-
Развитие познавательной активности кадетов.
-
Формирование внутренней потребности личности к самосовершенствованию.
-
Формирование ценностных ориентаций кадетов.