Проект «Промышленный туризм»

ИСПОЛНИТЕЛЬ: МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:

-учащиеся 1-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

-классные руководители 1-6 классов

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2019-2020 гг.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:

Занятость учащихся нужным и полезным делом;

-возможность выбора деятельности исходя из интересов ребенка;

-подготовка к самостоятельной  взрослой  жизни.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИНИЦИАЦИИ:

-Федеральный закон «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

—     Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,

—   Государственная  программа  Российской   Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р);

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

—    Концепция    патриотического    воспитания    граждан Российской    Федерации    (протокол    №    2(12)-П4    от 21.05.2003   заседания Правительственной  комиссии  по социальным     вопросам     военнослужащих,     граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей),

-Распоряжение Правительства Пензенской области от
28.08.2012   №   442-рП   «Об   утверждении   Концепции развития системы образования Пензенской области на 2012 — 2021 годы».

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создание условий для формирования представлений у школьников о различных видах современного производства  на основе практического погружения в деятельность (профоориентация школьников).

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Интегрировать промышленный туризм в урочной и внеурочной деятельности как необходимый элемент профоориентационной работы (знакомство с производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, рабочие профессии).

-формировать подход к экскурсии как деятельности –стратегия формирования профессиональных планов в контексте  требований ФГОС НОО;

-прививать интерес к туризму через массовые туристические мероприятия;

-организация досуга учащихся;

-развитие патриотических чувств , убеждений через изучение Пензенского края,

-воспитание активной жизненной позиции.

Условия реализации программы:

  • Проведение экскурсий малыми группами;

  • Экскурсии  проводятся 2 раза в год в каждом классе;

  • Проведение экскурсии специалистами, способным заинтересовать данным предприятием;

  • Возможность практического применения получаемых в школе знаний;

  • Использование практико-ориентированных мастер-классов, ролевых игр, в ходе которых у учащихся появляется реальная возможность поучаствовать в процессе выполнения отдельных производств;

  • Для организации экскурсий на отдаленные предприятия, необходимо транспортное обеспечение перевозки школьников;

  • На выбор предприятия оказывает влияние целый ряд причин: наличие социального заказа;

  • Открытость промышленного предприятия для экскурсии;

  • Интерес к профессиям родителей;

  • Интересы и увлечения учащихся;

  • Местонахождение предприятия и его близость к образовательному учреждению.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Промышленный туризм–это экскурсии на действующие производства. Эти экскурсии формируют представление учащихся о реальной работе предприятий и ранней профориентации учащихся разных возрастов.

Экскурсия школьников на современное промышленное производство является одним из элементов системы профоориентационной  работы ,позволяющей ознакомиться с современным производством , с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда на текущий момент времени.

Любому школьнику интересно — откуда берутся все те вещи, которые окружают нас каждый день? Растут ли булки на деревьях, из чего делают одежду, кто заворачивает конфеты в фантики? На эти и многие другие вопросы дадут ответ экскурсии на производственные предприятия. Такие экскурсии не только интересны, но и очень полезны: они воспитывают уважение к чужому труду, учат бережно относиться к вещам и даже помогают определиться с выбором будущей профессии.

Направление

Экскурсии

Ремесла

•      Абашевская игрушка                  Спасск

•      Стеклодувное производство       г.Никольск

Пищевая промышленность

Хлебозавод                г.Нижний Ломов

 ООО «Кувака»         с.Кувака

Заводы и фабрики

·         Фабрика игрушек            г.Пенза

·         ЭМЗ                                  г.Нижний Ломов

·         Спичечная фабрика        с.Верхний Ломов

Животноводство

•      Зоопарк                           г.Пенза)

•      Страусиные фермы   с.Казеевка Пензенский район

Социально-значимые объекты

ОАО «Газпром газораспределение г.Нижний Ломов

Пожарная часть                г. Нижний Ломов

Почтовое отделение        г.Нижний Ломов

Типография                       г.Нижний Ломов

 Мастер- классы

·         Изготовление чаши из глины

·         «Этикет за столом»

·          «Чайная церемония»

·          «Сервировка стола»

·          «Открытка»,  «Книга»

·         «Бисероплетение»

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:

Предприятия Пензенской области

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

  • Возникновение чувства гордости профессией родителей и земляков;

  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школьной среды;

    • Положительная мотивация  к трудовой профессиональной деятельности;

    • Возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

  • Организация  коллективной творческой деятельности в рамках проекта «Промышленный туризм»

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Этапы реализации программы:

Этап

Содержание

Ответственный

Результат

Подготови-

тельный этап

2019/2020 уч. г

Знакомство с реестром предложений  туристических фирм

руководитель проекта

Выбор экскурсий для каждой параллели

Составление плана-графика посещений предприятий

Классные руководители 1-6 классов

План-график

Анкетирование родителей и учащихся на предмет интереса  и увлечений

Классные руководители1-6 классов

Анализ анкет и выбор предполагаемых направлений

Информирование родителей о предстоящих экскурсиях

Классные руководители1-6 классов

Классные родительские собрания

Составление плана экскурсии

Классные руководители1-6 классов

Конспект урока-экскурсии

Обсуждение на МО классных руководителей плана экскурсий и возможности реализации

рук. параллели

Протокол заседания МО

Основной

этап

2019/2020 уч.г.г.

Организация экскурсий по выбранным направлениям

Классные руководители1-6 классов

2 экскурсии в год

Мониторинг полученных результатов с помощью анкетирования

. руководитель проекта

Аналитическая справка

Круглые столы и семинары в ОУ о реализации программы

зам. директора по УВР

Справка

 Разработка и введение странички на сайте школы о промышленном туризме

руководитель сайта

Страничка сайта

Конкурсы рисунков, эссе, фотографий  школьников

руков. пар. 1-6 классов

 

Заключительный этап

2019/2020 уч. г

Подведение итогов проекта

Сбор рефлексивных материалов из каждого класса

классные руководители 1-6 классов

Дневник рефлексивных материалов класса

Изготовление аналитических материалов о реализации проекта

зам. директора по УВР

Справка

Изготовление буклета наиболее интересных объектах промышленного туризма (дневник путешественника)

 руководитель проекта

Выставка буклетов

Мониторинг  реализации программы.

Экскурсии школьников на современное промышленное производство города является одним из элементов системы профориентационной работы, позволяющей ознакомиться с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда на текущий момент времени. Это экскурсии не только на крупные промышленные предприятия, колледжи, профтехучилища, но и предприятия малого бизнеса.

                 После проведенных экскурсий проводится анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения и предпочтения к той или иной профессии, что заинтересовало и удивило.

Анкета

  • Какая цель посещения предприятий стояла перед Вами?

  • Что заинтересовало Вас при посещении предприятий?

  • Встретили ли Вы на предприятиях интересных людей, увлеченным своим делом?

  • Какая форма проведения экскурсии Вам больше понравилась?

Анализируя ответы сводной анкеты, можно сделать вывод, что проведение подобных экскурсий полезно для учащихся. Школьники знакомятся с предприятиями города, тем самым узнавая больше нового о мире профессий, знакомясь с условиями труда и выпускаемой  продукцией. Посещая предприятия города, у учащихся повышается осведомленность о рабочих специальностях, карьерном росте, получении социальных льгот и гарантий. Все это благотворно влияет на дальнейший профессиональный выбор учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • Возникновение чувства гордости профессией родителей и земляков;

  • Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школьной среды;

  • Положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности.

  • Возможности для изучения педагогом личности учащихся, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность.

  • Возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.

  • Организация коллективной творческой деятельности в рамках проекта «Промышленный туризм».

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

   

Учащиеся 1 «Б» класса вместе с классным руководителем Мещериновой О.Д. в рамках реализации проекта «Промышленный туризм» посетили ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат». Технолог — Кочеткова Л.В. рассказала детям о том, как хлеб «приходит» к нам на стол.  После экскурсии всех ребят угостили свежим хлебом, пряниками и печеньем.

 

Учащиеся 1 «А» класса вместе с классным руководителем Новиковой Ольгой Васильевной посетили редакцию районной газеты «Куранты-Маяк». Дети узнали о работе верстальщика. Одним из важных работников газеты является корректор. В его обязанности входит перечитка текста и исправление ошибок. На последнем этапе экскурсии ребята увидели огромные печатные станки, на которых рождается газета.

В рамках реализации проекта «Промышленный туризм» учащиеся 2 «А» и 2 «В» классов посетили музей глиняной игрушки в с. Абашево. Дети узнали об истории этого народного промысла, о его развитии в настоящее время, узнали о первом мастере-умельце, который прославил нашу Пензенскую землю. В завершении экскурсии дети приняли участие в мастер-классе: слепили свои глиняные игрушки.

 

В рамках проекта «Промышленный туризм» ученики 3 «В» и 3 «Г» классов вместе с классными руководителями  Матисовой Н. А. и Родниковой М. А. посетили телеканал «Экспресс» в городе Пензе. Ребята познакомились с  новыми профессиями, узнали и увидели, как создаются новости и различные телепрограммы.  По окончанию экскурсии многие дети захотели стать корреспондентами  и ведущими на радио.