Проект «Промышленный туризм»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ:
-учащиеся 1-6 классов МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов
-классные руководители 1-6 классов
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2019-2020 гг.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Занятость учащихся нужным и полезным делом;
-возможность выбора деятельности исходя из интересов ребенка;
-подготовка к самостоятельной взрослой жизни.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИНИЦИАЦИИ:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
— Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,
— Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р);
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
— Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2(12)-П4 от 21.05.2003 заседания Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей),
-Распоряжение Правительства Пензенской области от
28.08.2012 № 442-рП «Об утверждении Концепции развития системы образования Пензенской области на 2012 — 2021 годы».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание условий для формирования представлений у школьников о различных видах современного производства на основе практического погружения в деятельность (профоориентация школьников).
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Интегрировать промышленный туризм в урочной и внеурочной деятельности как необходимый элемент профоориентационной работы (знакомство с производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, рабочие профессии).
-формировать подход к экскурсии как деятельности –стратегия формирования профессиональных планов в контексте требований ФГОС НОО;
-прививать интерес к туризму через массовые туристические мероприятия;
-организация досуга учащихся;
-развитие патриотических чувств , убеждений через изучение Пензенского края,
-воспитание активной жизненной позиции.
Условия реализации программы:
-
Проведение экскурсий малыми группами;
-
Экскурсии проводятся 2 раза в год в каждом классе;
-
Проведение экскурсии специалистами, способным заинтересовать данным предприятием;
-
Возможность практического применения получаемых в школе знаний;
-
Использование практико-ориентированных мастер-классов, ролевых игр, в ходе которых у учащихся появляется реальная возможность поучаствовать в процессе выполнения отдельных производств;
-
Для организации экскурсий на отдаленные предприятия, необходимо транспортное обеспечение перевозки школьников;
-
На выбор предприятия оказывает влияние целый ряд причин: наличие социального заказа;
-
Открытость промышленного предприятия для экскурсии;
-
Интерес к профессиям родителей;
-
Интересы и увлечения учащихся;
-
Местонахождение предприятия и его близость к образовательному учреждению.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:
Промышленный туризм–это экскурсии на действующие производства. Эти экскурсии формируют представление учащихся о реальной работе предприятий и ранней профориентации учащихся разных возрастов.
Экскурсия школьников на современное промышленное производство является одним из элементов системы профоориентационной работы ,позволяющей ознакомиться с современным производством , с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда на текущий момент времени.
Любому школьнику интересно — откуда берутся все те вещи, которые окружают нас каждый день? Растут ли булки на деревьях, из чего делают одежду, кто заворачивает конфеты в фантики? На эти и многие другие вопросы дадут ответ экскурсии на производственные предприятия. Такие экскурсии не только интересны, но и очень полезны: они воспитывают уважение к чужому труду, учат бережно относиться к вещам и даже помогают определиться с выбором будущей профессии.
Направление |
Экскурсии |
Ремесла |
• Абашевская игрушка Спасск• Стеклодувное производство г.Никольск |
Пищевая промышленность |
Хлебозавод г.Нижний ЛомовООО «Кувака» с.Кувака |
Заводы и фабрики |
· Фабрика игрушек г.Пенза· ЭМЗ г.Нижний Ломов· Спичечная фабрика с.Верхний Ломов |
Животноводство |
• Зоопарк г.Пенза)• Страусиные фермы с.Казеевка Пензенский район |
Социально-значимые объекты |
ОАО «Газпром газораспределение г.Нижний ЛомовПожарная часть г. Нижний ЛомовПочтовое отделение г.Нижний ЛомовТипография г.Нижний Ломов |
Мастер- классы |
· Изготовление чаши из глины· «Этикет за столом»· «Чайная церемония»· «Сервировка стола»· «Открытка», «Книга»· «Бисероплетение» |
ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА:
Предприятия Пензенской области
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
-
Возникновение чувства гордости профессией родителей и земляков;
-
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школьной среды;
-
Положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности;
-
Возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
-
-
Организация коллективной творческой деятельности в рамках проекта «Промышленный туризм»
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Этапы реализации программы:
Этап |
Содержание |
Ответственный |
Результат |
Подготови-тельный этап2019/2020 уч. г |
Знакомство с реестром предложений туристических фирм |
руководитель проекта |
Выбор экскурсий для каждой параллели |
Составление плана-графика посещений предприятий |
Классные руководители 1-6 классов |
План-график |
|
Анкетирование родителей и учащихся на предмет интереса и увлечений |
Классные руководители1-6 классов |
Анализ анкет и выбор предполагаемых направлений |
|
Информирование родителей о предстоящих экскурсиях |
Классные руководители1-6 классов |
Классные родительские собрания |
|
Составление плана экскурсии |
Классные руководители1-6 классов |
Конспект урока-экскурсии |
|
Обсуждение на МО классных руководителей плана экскурсий и возможности реализации |
рук. параллели |
Протокол заседания МО |
|
Основнойэтап2019/2020 уч.г.г. |
Организация экскурсий по выбранным направлениям |
Классные руководители1-6 классов |
2 экскурсии в год |
Мониторинг полученных результатов с помощью анкетирования |
. руководитель проекта |
Аналитическая справка |
|
Круглые столы и семинары в ОУ о реализации программы |
зам. директора по УВР |
Справка |
|
Разработка и введение странички на сайте школы о промышленном туризме |
руководитель сайта |
Страничка сайта |
|
Конкурсы рисунков, эссе, фотографий школьников |
руков. пар. 1-6 классов |
|
|
Заключительный этап2019/2020 уч. г |
Подведение итогов проектаСбор рефлексивных материалов из каждого класса |
классные руководители 1-6 классов |
Дневник рефлексивных материалов класса |
Изготовление аналитических материалов о реализации проекта |
зам. директора по УВР |
Справка |
|
Изготовление буклета наиболее интересных объектах промышленного туризма (дневник путешественника) |
руководитель проекта |
Выставка буклетов |
Мониторинг реализации программы.
Экскурсии школьников на современное промышленное производство города является одним из элементов системы профориентационной работы, позволяющей ознакомиться с современным производством, с особенностями технологических процессов, с условиями труда работников предприятий, узнать подробности о рабочих профессиях, вакантных местах и о сложившейся ситуации на рынке труда на текущий момент времени. Это экскурсии не только на крупные промышленные предприятия, колледжи, профтехучилища, но и предприятия малого бизнеса.
После проведенных экскурсий проводится анкетирование учащихся с целью выяснения их отношения и предпочтения к той или иной профессии, что заинтересовало и удивило.
Анкета
-
Какая цель посещения предприятий стояла перед Вами?
-
Что заинтересовало Вас при посещении предприятий?
-
Встретили ли Вы на предприятиях интересных людей, увлеченным своим делом?
-
Какая форма проведения экскурсии Вам больше понравилась?
Анализируя ответы сводной анкеты, можно сделать вывод, что проведение подобных экскурсий полезно для учащихся. Школьники знакомятся с предприятиями города, тем самым узнавая больше нового о мире профессий, знакомясь с условиями труда и выпускаемой продукцией. Посещая предприятия города, у учащихся повышается осведомленность о рабочих специальностях, карьерном росте, получении социальных льгот и гарантий. Все это благотворно влияет на дальнейший профессиональный выбор учащихся.
Ожидаемые результаты:
-
Возникновение чувства гордости профессией родителей и земляков;
-
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия за пределами школьной среды;
-
Положительная мотивация к трудовой профессиональной деятельности.
-
Возможности для изучения педагогом личности учащихся, интеллектуальный процесс, коммуникабельность, ментальность, эмоциональность.
-
Возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
-
Организация коллективной творческой деятельности в рамках проекта «Промышленный туризм».
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Учащиеся 1 «Б» класса вместе с классным руководителем Мещериновой О.Д. в рамках реализации проекта «Промышленный туризм» посетили ЗАО «Нижнеломовский хлебокомбинат». Технолог — Кочеткова Л.В. рассказала детям о том, как хлеб «приходит» к нам на стол. После экскурсии всех ребят угостили свежим хлебом, пряниками и печеньем.
Учащиеся 1 «А» класса вместе с классным руководителем Новиковой Ольгой Васильевной посетили редакцию районной газеты «Куранты-Маяк». Дети узнали о работе верстальщика. Одним из важных работников газеты является корректор. В его обязанности входит перечитка текста и исправление ошибок. На последнем этапе экскурсии ребята увидели огромные печатные станки, на которых рождается газета.
В рамках реализации проекта «Промышленный туризм» учащиеся 2 «А» и 2 «В» классов посетили музей глиняной игрушки в с. Абашево. Дети узнали об истории этого народного промысла, о его развитии в настоящее время, узнали о первом мастере-умельце, который прославил нашу Пензенскую землю. В завершении экскурсии дети приняли участие в мастер-классе: слепили свои глиняные игрушки.